Однажды утром мы взглянули на Метрику одного из сайтов наших клиентов, который мы продвигаем, и обрадовались. Трафик на сайт по ряду запросов пошёл внезапно и массированно.
Я уже начал писать клиенту радостную новость, как меня одёрнула наша сеошница, которая успела изучить вопрос немного глубже. По позициям, как оказалось, изменений не было. Сезонности в этих запросах тоже здесь никакой - сайт про промышленное оборудование.
Причина стала ясна не сразу: клиент, ничего не сказав нам, заказал накрутку поведенческих - купился на бесплатное предложение, каких сейчас много.
Почему и для чего эти накрутки существуют?
Яндекс пишет, что хорошая активность юзера на сайте, равно как и высокая кликабельность поискового сниппета - это сигнал для поисковых систем ставить сайт в выдаче выше.
Представители Google регулярно в интервью говорят, что поведение посетителей на сайте не влияет на ранжирование, и одновременно с этим гугл регистрирует патент US Patent 10,229,166, описывающий, как активность посетителей на сайте влияет на его ранжирование. Ну, то есть, всё работает.
Сервисы и программы, продвигающие сайты в поиске, направлены именно на манипуляцию этими аспектами: обеспечивают больше кликов по поисковому сниппету на странице выдачи, после чего эмулируют активные действия посетителей на сайте, как если бы это были заинтересованные в услугах или товарах люди.
Как выполняется накрутка поведенческих факторов?
Инструменты для манипуляции выдачей путём имитации действий реальных посетителей можно разделить на две категории:
- полностью автоматические программы-боты;
- сервисы, выдающие задания реальным людям перейти на сайт из поиска и что-нибудь поделать.
Оба метода выглядят рабочими. Бот открывает реальный браузер, в который можно заранее забить реальные данные, аккаунты и прокси, под бота можно написать много больших наборов скриптов для эмуляции настоящего поведения.
История с реальными людьми выглядит ещё интереснее, пусть они требуют контроля, поставить задачу сложно, и в целом этот вариант дороже, ведь нужно оплатить постановку задачи, её исполнение каждым пользователем и итоговый контроль.
В итоге получаем переходы, полностью повторяющие поведение заинтересованной аудитории, которые нельзя отличить от органических.
Но как всегда есть много НО...
Казалось бы, наконец-то нашёлся рабочий метод, способный быстро и просто поднять сайт в топ, как в старые-добрые. На эту удочку клюют многие, и сложно за это кого-либо осуждать, теория выглядит стройной.
Тем не менее, сервисы накрутки совершенно не берут во внимание следующие факты:
- Поисковик видит, как посетители внезапно делают много запросов, которые не вписываются в его многолетнюю статистику.
- Эти посетители для поисковой системы либо анонимные, либо не имеющие в истории ничего общего с тематикой продвигаемого сайта.
- Все эти поисковые сессии внезапно оказываются именно на нужной странице выдачи и жмут именно на продвигаемый сайт.
- Если поведение на сайте эмулируется ботом, то он с большой вероятностью будет работать с небольшими огрехами, которые не свойственны реальным людям. Например, кликнуть рядом со ссылкой, а не чётко на неё. Или двигать мышью с невероятной точностью и постоянной скоростью, не совсем по-человечески.
Представители поисковых систем периодически напоминают, что наказывают вебмастеров за попытки что-то накрутить, а иногда на конференциях ещё и показывают смешные видео о неудачных накрутках с комментариями, как тайное становится для них явным.
Фильтр за накрутку поведенческих
Риски весьма реальны: если Яндекс уличил сайт в накрутках поведенческих факторов, то на него накладываются ручные санкции на период от 8 до 12 месяцев, позиции сайта понижаются, коммерческий трафик падает - это роняет выручку компании.
Санкции за накрутку поведенческих показываются в вебмастере Яндекса и выглядят так:
Гугл официальных комментариев на эту тему не даёт, но, судя по опыту отрасли, наказания у него сопоставимые.
Само собой, представители поисковиков не делятся идеями, как именно они определяют накрутки. Отмалчиваются они и по следующему вопросу: можно ли “потопить” конкурента, организовав ему накрутку поведенческих?
Точнее, не отмалчиваются, а утверждают, что потопить конкурента так нельзя, но если это делает владелец, то ему обязательно прилетит фильтр за накрутку. Только, если вдуматься, отличить накрутку владельца от накрутки конкурента нельзя. И пока никто не дал внятного ответа, как Яндекс это понимает и понимает ли.
В индустрии есть кейсы, показывающие, что аккуратная и точечная манипуляция поведенческими работает, причём, вполне сносно. На конференции BDD 2018 описали масштабное исследование, показавшее, что вообще-то всё работает, но это в любом случае высокобюджетный и рискованный инструмент.
Мы в Синвебе не используем накрутки поведенческих факторов, так как, какими бы ни были веяния индустрии, наш главный продукт и наша основная экспертиза - это SEO без рисков. Мы органично развиваем сайт и стараемся добиться того, чтобы активность посетителей, которую другие пытаются изобразить накрутками, возникала естественным образом.
Поэтому наши клиенты не получают санкции поисковых систем, а мы спим спокойно :).